Святые покровители

Святые покровители2016-01-07T05:34:48+00:00

Святые покровители храма – Святая равноапостольная великая княгиня Ольга и благоверный великий князь Игорь Черниговский.
ИКОНА СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ИГОРЯ ЧЕРНИГОВСКОГО

Святая равноапостольная княгиня Ольга была супругой великого князя Черниговского и Киевского Игоря. Они жили во времена  борьбы христианства с язычеством. Последние годы княжения Игоря совпали со значительным усилением влияния Церкви Христовой в Русском государстве. Тогда у власти в Киеве стояли люди, сочувствовавшие христианству и сознававшие историческую необходимость приобщения Руси к животворной христианской культуре. К этому направлению принадлежал, возможно, и сам князь Игорь, но официальное положение не позволяло ему лично перейти в новую веру, не решив вопроса о Крещении всей страны и установлении в ней православной церковной иерархии.

Не сумев преодолеть косности обычая, Игорь остался язычником и был наказан за неверие. Год спустя, в 945 году, восставшие язычники убили его в Древлянской земле, разорвав между двух деревьев. Но дни язычества и основанного на нем жизненного уклада славянских племен были уже сочтены. Бремя государственного служения возложила на себя, при трехлетнем сыне Святославе, вдова Игоря – великая княгиня Киевская Ольга.

За годы своего правление Ольга добилась укрепления власти Киевского великого князя. Ольга слыла мудрой и бескомпромиссной правительницей. Яркой демонстрацией ее непреклонности служил факт мести древлянам за смерть мужа. Когда древляне отправили послов к княгине Ольге, чтобы предложить ей вступить в брак с их главою Малом, она сделала вид, что согласна и хитростью заманила в Киев два посольства, а затем предала их мучительной смерти.  Первые послы были заживо погребены  на дворе княжеском, а вторые сожжены в бане. Затем на тризне по Игорю пять тысяч древлян были убиты воинами Ольги у стен древлянской столицы. А на следующий год Ольга вообще сожгла их столицу с помощью птиц, к лапам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна. Своими же людьми любима как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, сохраняя сыну своему до его совершеннолетия княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Ольга добилась централизации государственного управления с помощью системы «погостов». Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников, купцы шли на Русь с товарами, а скандинавы и немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Как мудрая правительница, Ольга понимала, что недостаточно забот лишь о государстве, а что необходимо устроение духовной и религиозной жизни народа.

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», так как оно соединяло в себе одновременно религиозное паломничество и дипломатическую миссию. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный. Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла Храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Сама Пресвятая Богородица благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство Софийского собора в Киеве — матери городов Русских — явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери во Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.

Скончалась святая 11 июля 969 года, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки, и все люди».
Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел») стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга оставила нам молитву, которой сама молилась ко Господу.

Она известна как Молитва вдовы о защите, о помощи, о просвещении и умягчении обидчиков:
О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилпе душе моя по Тебе, и мене прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою. И дай ми путь обрести, имже ми получу угодити Тебе: бо жажду источника спасения. Помощник ми буди и не остави мене. Боже Спасителю мой, яко Отец мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорен и неверен, такоже и людие неверни. Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси. Аз же, Господи, на милость Твою уповах и на пучину щедрот Твоих надежу душа моя возлагаю и, к Тебе прибегая, молюся: научи мя творит волю Твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества неверных людей. Аще они заблудили суть от Твоея благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия Своего ради, не презри их, но посети и в разум призови, и своему познанию приведи. Якоже и от мене древле учюженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род, и в роды, и вовеки.